вторник, 29 ноября 2016 г.

#19 Языковая норма: Терпимость, Яндекс и трагедия словаря Даля

Недавно мы с тобой говорили о болезненном пристрастии многих людей к "старости" языка - что бы это ни значило. Там я объяснял, почему старых и молодых языков не бывает. Но лингвистическая геронтофилия на свете остаётся, ведь мир - это не мой блог :) Характеризует её, как по мне, две вещи:
1. Подсознательное убеждение, что старое почему-то лучше нового, это часто сопровождается комментариями о правильности старой формы и в целом её большей привлекательности;
2. То ли результатом, то ли причиной пункта 1 является то, что большинство людей считает, что изменения в языке - от лукавого и являются чем-то почти неприличным, или, как минимум, нежелательным. О том, что думать так это так же продуктивно, как бороться со снегом или дождём, потому что ты считаешь, что их не должно быть, как-нибудь в другой раз.

3. Из этого имеем плачевный результат: очень многие люди считают языковую норму чем-то священным и неменяемым. Мне очень жаль, но это полная фигня: норма - это просто конвенция и результат корпусного планирования. Последним занимаются вполне конкретные люди, имеющие вполне себе профильное образование и прекрасно осознающие суть и смысл своих действий. Да, контролируя норму, они меняют язык, хотя бы частично. Они делают это осознанно и целенаправленно. Поэтому не надо переоценивать норму - она не результат каких-то глубоко идущих народных традиций, измена которым будет равна измене собственной культуре. В худшем случае тебе придётся жить с тем фактом, что ты изменил(а) Далю и Ко.

понедельник, 7 ноября 2016 г.

#18 Ништячки негуманитарной докторской

Семейные дела тут ненадолго завели меня к дяде. Дядя - физик, и вечером мы заглянули к его соседу Антону. Антон давно дописал докторскую, о чём свидетельствовала стопка одинаковых книг на полке рядом с его столом. Как и мой дядя, Антон занимается плазмой, и его диссертация посвящена Солнцу. Зная, что мы с дядей ещё в процессе (а мне - так вообще ещё несколько лет писать), Антон с высоты собственного опыта решил дать нам несколько советов.

На прошлой неделе я обедал, и читал отчёты о логистическом устройстве японских лагерей военнопленных во время Второй Мировой. Аппетитного мало, но очень интересно. В какой-то момент я понял, что такое развлечение много говорит о гуманитариях. А вот на днях я воочию увидел, как развлекаются технари.

"Ребята, в докторскую надо добавлять ништячки", - начал Антон, беря два экземпляра книги с полки.